Маркировка шин
Обозначения на шинах российского и европейского производства:
1 — максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 — номер ТУ;
3 — количество слоев и тип кода каркаса и брекера;
4 — государственный знак высшей категории качества (до 1992 г.);
5 — ширина профиля;
6 — серия «70» (отношение Н/В);
7 — обозначение радиальной шины;
8 — обозначение бескамерной шины;
9 — диаметр обода (13);
10 — индекс грузоподъемности;
11 — индекс скорости («S» — до 180 км/ч);
12 — условное обозначение износостойкости шины (по стандарту США);
13 — условное обозначение показателей термостойкости шины (по стандарту США);
14 — условное обозначение кода завода (по стандарту США);
15 — номер сборщика (15);
16 — номер сертификата официального утверждения на соответствие шин Международным правилам № 30 ЕЭК ООН (1247);
17 — условное обозначение кода размера (по стандарту США);
18 — дата изготовления (28 неделя 1987 г.);
19 — знак официального утверждения шины на соответствие Международным правилам № 30 ЕЭК ООН (Е);
20 — условный номер страны, выдавшей сертификат утверждения (5 — Швеция);
21 — серийный порядковый номер шины;
22 — радиальная шина;
23 — наименование модели
На боковины современных шин нанесена буквенная, цифровая и другая маркировка, несущая необходимую информацию (рис. 4. 15).
Любая шина имеет на боковине обозначение производителя, а также торговую марку данной модели шины.
Очень важной является надпись, нанесенная крупными символами и указывающая на размерность шины. Например:
185/70 R14 83 S
Первая цифра в размерности шины указывает на ширину профиля шины (исключение составляют широкопрофильные шины, у которых первая цифра обозначает наружный диаметр шины). В приведенном примере 185 — это ширина профиля, выраженная в миллиметрах. Этот параметр проверяется на шине, накачанной до номинального давления. Если шина низкопрофильная или сверхнизкопрофильная, то через косую черту указана цифра, указывающая отношение высоты профиля к ширине, выраженное в процентах (в нашем примере 70). Эту цифру называют серией шины. Если в обозначении шины отсутствует серия, то шина имеет обычный профиль и отношение высоты профиля к ширине составляет 80–82%. Буква R указывает, что шина имеет радиальную конструкцию. Если буквы R нет — шина диагональная. Следующая цифра (в нашем случае 14), указывает посадочный внутренний диаметр шины, т. е. Соответствует диаметру обода колеса. Посадочный диаметр выражается в дюймах. Один дюйм равен 25.4 мм, значит, в приведенном примере посадочный диаметр равен: 14 * 25, 4 = 355,6 мм. Следующие затем число и буква латинского алфавита являются соответственно индексами нагрузки и скорости. Индекс нагрузки является условным, и для определения максимальной нагрузки для конкретной шины необходимо обратиться к таблице в справочнике и найти весовой эквивалент, относящийся к определенному индексу. Например, максимальная нагрузка для шины с индексом 83 составляет 483 кг. Иногда максимальная нагрузка на шину расшифровывается. В этом случае имеется надпись MAX LOAD (максимальная нагрузка) и указывается масса сначала в килограммах, а затем в фунтах. И, наконец, последний буквенный индекс указывает на максимально допустимую скорость движения автомобиля, для которой предназначена данная шина. Таблица индексов скорости. Индекс Скорость
J 100
K 110
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V 240
VR >210
W 270
Y 300
ZR >240
Скорость движения автомобиля, соответствующая конкретному индексу, является максимально допустимой для данной шины. Например, для шины с индексом S максимальная скорость составляет 180км/ч, и превышать ее недопустимо. Некоторые производители шин указывают в надписи размерности шины ее назначение. Например, латинская буква Р (Passenger) перед значением ширины профиля шины означает, что шина предназначена для легкового автомобиля. Буквы LT (LightTruck) указывают, что шина для малотоннажного грузового автомобиля.
Обозначение DOT указывает на соответствие шины стандартам США, а индекс Е22, расположенный в круге, —на соответствие европейским стандартам. Цифровой индекс указывает на страну, проводившую сертификацию (в нашем примере22—Россия).
Согласно нормативным документам США на шине должны быть указаны: индекс износостойкости; TREAD WEAR INDEX (TWI); индекс, указывающий на сцепные свойства (TRACTION INDEX); температурный индекс (TEMPERATURE INDEX). Соответствующие надписи имеются для обозначения материала и числа слоев корда в конструкции шины.
Максимально допустимое давление воздуха в шине указывается в килопаскалях (кПа) и фунтах на квадратный дюйм после надписи MAXPRESSURE. Это давление измеряется при холодном состоянии шины.
Некоторые латинские буквы, нанесенные на шине, указывают на соответствие условиям эксплуатации.
Буквы «M+S» (Mud+Snow — грязь+снег) указывают на то, что шина может использоваться при движении по грязи и снегу.
WINTER (зима)—зимние шины.
AQUATRED или AQUA CONTACT — шины, предназначенные, в основном, для движения по мокрым дорогам.
AS (AllSeasons — все сезоны) или AW (Any Weather — любая погода) — всесезонные шины, пригодные к использованию на твердых дорогах в любое время года на любом, в том числе мокром и скользком покрытии. Иногда назначение шины указывается пиктограммами.
Слово tubeless указывает на бескамерную шину. TWI (treadwearindicator — индикатор износа протектора) — знак на боковине шины показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка в канавках протектора. Знак наносят по боковине у самого края протектора равномерно в шести местах по окружности с каждой стороны шины. Метка может представлять собой либо упомянутую выше аббревиатуру (TWI), либо TWI со стрелкой, либо просто стрелку без букв.
Овал с тремя цифрами на одной из сторон шины указывает на время ее изготовления. Первые две цифры обозначают неделю изготовления, а третья—год изготовления. Шины, выпущенныес2000г., имеют четырехзначное обозначение даты изготовления.
На шинах с асимметричным рисунком протектора можно встретить одну из следующих надписей:
ROTATION — направление вращения (применяется со стрелкой);
LEFT — шина устанавливается на левую сторону автомобиля;
RIGHT — шина устанавливается на правую сторону автомобиля;
OUTSIDE или Side Facing Out — внешняя сторона установки;
INSIDE или Side Facing Inwards — внутренняя сторона установки.
Ведущие производители автомобильных шин постоянно совершенствуют их конструкцию и применяют новейшие материалы.
ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Для обеспечения наилучшей управляемости, устойчивости и проходимости
необходимо, чтобы шины соответствовали автомобилю и условиям его
эксплуатации.
Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе различают шины:
радиальные
диагональные
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в
диагональных - под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев
перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс,
лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.
1. Бортовое проволочное кольцо
2. Боковина
3. Продольная канавка протектора
4. Плечевая часть протектора
5. Центральное ребро протектора
6. Протектор
7. Нейлоновый слой брекера
8. 2-й слой стального брекера
9. 1-й слой стального брекера
10. 2-й слой текстильного каркаса
11. 1-й слой текстильного каркаса
12. Бортовая лента
13. Пятка борта
14. Основание борта
15. Носок борта
16. Наполнительный шнур
17. Герметизирующий слой
18. Подканавочный слой протектора
Покрышка имеет следующие составные части:
- каркас - главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного
или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на
бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых
нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе
натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей
(металлокорд);
- брекер - внутренняя деталь покрышки, расположенная между
каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного
металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения
ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
- протектор - наружная резиновая часть покрышки шины, как
правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и
предохраняющая каркас от повреждений;
- боковина - слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
- борт покрышки - жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с
другом под углом от 45 до 60°, а в радиальных - под углом от 45 до 65°.
Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим
числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что
обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее
проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют
также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие
сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость.
Общие сведения
Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по
конструкции радиальные и диагональные. В зависимости от
назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:
дорожные (в обиходе называемые летними),
предназначены для применения при положительных
температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа
обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой,
обладают максимальной износостойкостью и наилучшим
образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по
грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они
малопригодны.
зимние, используемые на обледенелых и заснеженных
дорогах, сцепные качества покрытия которых могут
изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных
(гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный
снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными
свойствами, несколько уступая летней "резине”. Многие зимние
шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их.
всесезонные являются компромиссным вариантом между
летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению
сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону
условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать
автомобиль на одном комплекте шин.
универсальные обладают свойствами, позволяющими
эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых
дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников,
которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и
дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами
провести бывает довольно трудно.
повышенной проходимости рассчитаны для бездорожья и
мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при
редком движении по шоссе. В противном случае они будут
быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.
Основные размеры шин:
посадочный диаметр (d) на обод колеса, обозначается в дюймах;
ширина профиля (s) смонтированной на обод и накачанной
шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах.
Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода
(табл. 1, 2, 3);
серия (h) — отношение высоты профиля к его ширине в
процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это
отношение 80% или более;
наружный диаметр (D) — диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;
высота профиля (H) — разница между наружным и посадочным диаметрами. В обозначении шин не приводится.
Рисунки протектора шин:
ненаправленный рисунок (фото а) — симметричный
относительно радиальной плоскости колеса, проходящей
через его ось вращения. Является наиболее универсальным,
поэтому большая часть шин выпускается с таким рисунком;
направленный рисунок (фото б) — симметричный относительно
плоскости, проходящей через середину протектора. Он
обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна
контакта с дорогой и пониженной шумностью;
асимметричный рисунок (фото в) — не симметричный
относительно центральной плоскости вращения колеса. Его
используют для реализации разных свойств в одной шине.
Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой
дороге, а внутренняя — на мокрой.
Обозначения шин:
Содержит информацию о размерах, конструкции шины,
индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с
действующими стандартами обозначение размеров может быть
миллиметровым, дюймовым или смешанным.
1 — максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 — обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке
протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE";
3 — количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
4 — товарный знак завода-изготовителя;
5 — ширина профиля;
6 — серия;
7, 15 — обозначение радиальной шины;
8 — обозначение бескамерной шины;
9 — посадочный диаметр;
10 — индекс грузоподъемности;
11 — индекс скорости;
12 — обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
13 — дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года — трехзначное число);
14 — знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК
ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
16 — наименование модели.
Примеры обозначения шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Цифры и буквы означают:
185; 215; 5,90 — ширина профиля в мм или дюймах;
70; 90 — серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
R — обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву "D” не указывают);
14; 15; 13 — посадочный диаметр обода в дюймах;
С — индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для
легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой
вместимости.
В обращении встречаются шины с иными обозначениями, например:
1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 — ширина профиля в дюймах и миллиметрах;
13 — посадочный диаметр обода в дюймах.
Буквы R нет, значит шина диагональная. Поскольку не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%.
2) 31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах)
31 — наружный диаметр;
10,5 — ширина профиля;
R — радиальная шина;
15 — посадочный диаметр.
Маркировка шин отечественного производства
В соответствии с ГОСТ 4754-97 на покрышку наносятся следующие обязательные надписи:
товарный знак и (или) наименование изготовителя;
наименование страны — изготовителя на английском языке — "Made in…”;
обозначение шины;
торговая марка (модель шины);
индекс несущей способности (грузоподъемности);
индекс категории скорости (табл.4);
"Tubeless” — для бескамерных шин;
"Reinforced” — для усиленных шин;
"M+S” или "M.S” — для зимних шин;
"All seasons” — для всесезонных шин;
дату изготовления, состоящую из трех цифр, первые две обозначают неделю изготовления, последняя — год;
"PSI” — индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом "С”);
"Regroovable” — в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки;
знак официального утверждения "E” с указанием номеров
официального утверждения и страны, выдавшей сертификат;
"ГОСТ 4754”;
национальный знак соответствия ГОСТу (допускается наносить только в сопроводительной документации);
порядковый номер шины;
знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);
"TWI” — место расположения индикаторов износа;
балансировочная метка (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С, поставляемых в эксплуатацию);
штамп технического контроля.
Маркировка зарубежных шин
На них могут быть некоторые другие обозначения:
"Тous terrain” — всесезонная;
"R+W” (Road + Winter) — дорожная + зимняя (универсальная);
"Retread” — восстановленная;
"Inside” — внутренняя сторона;
"Outside” — наружная сторона;
"Rotation” — направление вращения (для шин с направленным рисунком);
"Side facing inwards” — сторона, обращенная внутрь;
"Side facing outwards” — сторона, обращенная наружу (для асимметричных шин);
"Steel” — обозначение наличия металлокорда;
"TL” — бескамерная шина;
"ТТ” или "MIT SCHLAUCH” — камерная шина.
Рекомендации
Желательно, чтобы все шины, установленные на автомобиль,
были не только одного размера и конструкции, но и одной
модели и по возможности одного производителя. Несмотря
на внешнее сходство некоторых рисунков протектора, каждая
модель шин обладает комплексом свойств, присущих только ей.
При установке на разные оси автомобиля шин с отличающимся,
хотя и очень похожим рисунком (это допускается Правилами
дорожного движения), сцепные свойства неизбежно будут
отличаться, что может пагубно сказаться на управляемости в
критических ситуациях. В случае вынужденной установки не
одинаковых шин необходимо по возможности избегать
следующих сочетаний:
низкопрофильная "резина” впереди и высокопрофильная сзади;
на ведущей оси переднеприводного автомобиля установлены шипованные шины, а сзади без шипов;
впереди установлены новые шины, а сзади полностью изношенные или наоборот и т.д.
Особенно опасны два последних варианта, так как на влажном или
обледенелом асфальте сцепление задних шин с дорогой
значительно снижается, что может привести к заносу и ДТП.
Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по
химическому составу резины, внутренней конструкции и
рисунку протектора. Это связано с тем, что сделать
"идеальную” шину, которая бы обеспечивала максимальную
реализацию характеристик автомобиля при всех дорожных
условиях, невозможно. Поэтому производители выпускают
шины:
с определенной специализацией, когда наиболее развиты
одно (или два) свойства (как правило, в небольшой ущерб другим).
Например, шина для комфортного движения по шоссе, обладая
низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не
обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на
высоких скоростях. Или шина имеет повышенный ресурс и
обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с
другими моделями) за счет низкого сопротивления качению,
но может не обеспечивать хорошей комфортности, устойчивости
и управляемости. Как правило, все крупные производители
(к сожалению, пока в основном зарубежные) указывают в
рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами
обладает данная модель шины. Правда, при этом умалчивают,
какими свойствами "пожертвовали”;
с усредненными, примерно одинаковыми по величине,
свойствами, для обеспечения приемлемой реализации
характеристик автомобиля в широком диапазоне дорожных
условий.
Поэтому перед выбором шин необходимо определить:
какие свойства шин, помимо надежного сцепления, вам
наиболее важны — "спортивность”, комфортность, экономичность и
т.п.
условия, в которых будет большее время эксплуатироваться автомобиль;
максимальные грузоподъемность и скорость, габаритные
размеры шины, которые должны соответствовать автомобилю.
При переходе на другую размерность желательно, чтобы не
изменился наружный диаметр шины, который можно рассчитать по
формуле: D = 25,4d+2sh,
где d — посадочный диаметр колеса (дюймы), s — ширина профиля
шины (мм), h — серия шины (отношение высоты профиля шины к ее
ширине в %). Рекомендуемые варианты замены приведены в табл.
5.
Необходимо учитывать, что эксплуатация шин на предельных
скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс.
Давление в шинах: основы
От
давления в шинах зависят многие характеристики автомобиля. Например,
манёвренность, длина тормозного пути, сопротивление качению и т.п. То
есть от этого во многом зависит ваша безопасность на дороге. Поэтому за
давлением в шинах стоит внимательно следить.
Мир давно
раскололся на два враждующих лагеря. Одни верят, что именно
производители шин лучше знают, какое давление является оптимальным.
Поэтому доверять стоит только их данным. Другие утверждают, что
автопроизводителям всё-таки виднее и их советы более точны. Если
рассуждать логически, вторые немного правее. Ведь разработчики
автомобиля просчитают все характеристики агрегата от и до, включая
давление в шинах. Автопроизводители, составляя инструкцию по
эксплуатации, опираются на полый объём информации о конкретной модели.
Поэтому их рекомендации предпочтительнее.
Что влияет на давление:
Два главных фактора, изменение которых непосредственно отражается на
давлении в шинах – это температура и нагрузка (вес автомобиля и груза). К
примеру, от резкого потепления давление в шинах значительно повысится. А
если автомобиль ещё и гружённый, показатель вырастет почти в два раза.
Прибавить к этому нагревание от раскалённого асфальта и силы трения – и
мы получим давление сверх допустимого. Поэтому давление в шинах
желательно контролировать.
Процедура измерения давления в шинах
довольная простая. Но есть некоторые нюансы в определении оптимального
показателя. Дело в том, что в инструкциях по эксплуатации почти всегда
указывают рабочее давление при неполной загрузке (1-3 человека).
Автовладелец запоминает этот показатель и из-за этого могут возникнуть
проблемы. Например, замерив давление при четырёх пассажирах, он получает
показатель выше нормы (той, что для одного-трёх человек). Приспускает
колёса и, как результат, повышает их износ и общий расход топлива.
Тонкости шинной МАРКИРОВКИ
Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в
некоторых пределах, то для лета предпочтительнее более широкие
покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при
интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого
радиуса - шине приходится проскальзывать из-за того, что
противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире
шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины
всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.
От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и
устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше
противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться,
опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина -
жесткая и не терпит плохих дорог.
Отдельная категория шин - «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают
посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на
грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже
настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной
вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.
Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В
какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают и
летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в
теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень
жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от
зимних – зимой.
Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам)
имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:
Обозначения шин категории Run-Flat
Производитель шин | маркировка | Производитель шин | маркировка |
---|---|---|---|
Bridgestone | RFT (Run-Flat Tyre) | Michelin | ZP (Zero Pressure) |
Continental | SSR (Self Supporting Run-Flat) | Pirelli | EUFORI@ или RF |
Goodyear | EMT (Extended Mobility Technology) или RunOnFlat | Nokian | Run Flat или RF |
Kumho | RF | Yokohama | RF |
Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице:.
Маркировка | Что означает | Примечание |
---|---|---|
All season или Tous terrain | Всесезонная |
|
R+W (Road+winter) | Дорожная +зимняя (всесезонная) |
|
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) | Грязь и снег |
|
XL (extra load) | Повышенной грузоподъемности | Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности |
R или Radial | Радиальная конструкция шины |
|
Reinforced | Усиленная |
|
Retread | Восстановленная |
|
Regroovable | Возможна нарезка/ углубление канавок |
|
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) | Направление вращения шины | Только для шин с направленным типом протектора |
Inside или Side facing inwards | Внутренняя сторона боковины | Только для шин с асимметричным типом протектора |
Outside или Side facing outwards | Внешняя сторона боковины | Только для шин с асимметричным типом протектора |
С (commercial) | Для легких грузовиков и микроавтобусов | Обычно расположена в конце маркировки размерности шины |
P (passenger) | Легковая | На шинах американского производ |